Такой, как есть.

Часто слышишь от родителей: «он такой маленький, а уже показывает свой характер…». Возможно, такие родители считают, что маленькие дети не должны проявлять чувств, либо не должны их иметь вообще. Как будто чувствам можно научиться, как можно научиться умению ползать, ходить или говорить. Как будто чувства, эмоции и желания приходят к нам, людям, по мере взросления. Но ведь уже в утробе малыш слышит стук маминого сердца, знает ее голос и эмоционально реагирует на него, а когда слышит незнакомые голоса, то затихает. И радости никто не учит двухмесячного младенца, которую он испытывает при виде самого родного лица. А свой протест, обиду и недовольство поначалу он выражает криком, а потом эти эмоции выражает по иному. Каждый ребенок по-своему: кто топает ногами, кто демонстративно садится на пол, не желая никуда идти…

Как подсолнух тянется за солнцем, так Ваш ребенок за любовью к Вам.

Позвольте ребенку сердиться. Ведь чувства не бывают плохими или неправильными. Бог нас создал со всеми нашими чувствами и эмоциями. И ненависть,  и любовь от Бога. И чувство злости и гнева – нормально. Их придумал Бог. И Сам Он сердится и гневается на нас. Просто любить надо Бога, ближнего, а ненавидеть грех, зло. И не путать! Вопрос в том, что человек делает с этими чувствами. Вот тут есть правильные и неправильные пути их выражения. И надо учить маленького человечка, как правильно выражать свои эмоции и чувства. Ответственность за это обучение лежит на нас, родителях. Этому в школе и детских садах не учат. И вот парадокс: именно, мы и наказываем ребенка за чувства, которые Бог вложил в каждого из нас.

Нельзя детей наказывать за их суть, за то, что они такие, как есть. Не из-за этого ли наши дети бывают, как мы сами говорим «капризными» или «нервными»? И не об этом ли говорит Бог через апостола Павла: «Отцы, не раздражайте детей». А можно было бы сказать: «родители, не делайте детей нервными».

Итак, что конкретно может нервировать ребенка. Часто родители тратят массу времени и денег, чтобы их дитя было образованным, отдают в спецсады и школы, посещают группы раннего развития, записывают детей на различные кружки и секции. Порой родители стремятся, чтобы их ребенок был гением в области современных технологий, или знаменитым миссионером и проповедником, и пр. И не мыслят для него иного детства, иной жизни. В-общем, продумали всю его жизнь до мелочей, «разработали» ее маршрут, невольно превратясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений, диктуют каждый шаг ребенку и контролируют его во всем, наверно, даже в мыслях. Они и не думают о чувствах самого ребенка, который живет в это время под прессом контроля, и его чувства оказываются никому не нужными. И тогда они накапливаются, а это чревато.

Как бы нам не хотелось, но избавиться от чувств невозможно, нельзя делать вид, что их нет в природе. Дайте ребенку излить душу, выразить свои чувства. Но, помните о трех правилах.

Во-первых, главное правило душевного здоровья – если не дать чувству выхода, оно не исчезнет. Если вы его подавляете, то оно обязательно найдет выход. Нужно найти разумный способ выразить свои эмоции, иначе оно проявится само, например, в виде болезни, развившейся на нервной почве (язва желудка, мигрень), нервозности и беспричинной раздражительности по отношению к окружающим людям или в виде чрезмерной мнительности.

Во-вторых, чувства можно выразить по-разному. Все мы (и дети, и взрослые) испытываем одни и те же чувства. Разница лишь в том, что мы эти чувства по-разному выражаем. Например, можно бегать вокруг дома или на 5й этаж вашего подъезда, или делать какие-то гимнастические упражнения или потанцевать от души под ритмичную музыку, да так, как если бы никто не видел. В-общем, выпустить пар физической нагрузкой.

Еще хорошо помогает бой подушками или другими мягкими предметами. А папа с сыном могут побороться в гостиной на ковре. Если на дворе зима, то подойдет игра в снежки или в «Царя горы». Побарахтаться в снегу с любимым чадом сплошное удовольствие обеим сторонам.

Еще можно написать письмо (это подходит для деток постарше и всем взрослым). Письмо тому человеку, который обидел или разозлил, или… И не нужно это письмо отправлять. Просто человек выразит свои эмоции, они останутся на бумаге, а не в душе.

А также ведение личного дневника. Это давняя традиция, очень полезная и проверенная временем. Не требуйте у ребенка, чтобы он дал вам прочитать. Уважайте его желание.

Еще можно порисовать. И пусть это будут просто красочные (или не очень) пятна на бумаге. Или же нарисовать «обидчика» во всей красе, как захочет малыш. Только не осуждайте юного художника и не критикуйте правильность рисунка. Сейчас главное не КАК, а ЧТО выражает изображение.

А можно просто запастись кучей носовых платков и хорошенько проплакаться.

Очень важно рассказывать Богу о своих чувствах. Давид плакал и рассказывал Богу, доверяя все самое наболевшее. Можно сказать – жаловался своему небесному Отцу, выливал свои переживания: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился. Излил перед Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою…» Пс.141:1-3. В книге Псалтырь вы найдете открытое выражение всякого чувства, которое только существует на земле.

Этот список показывает нам, что есть множество «здоровых» способов, чтобы излить свои чувства. Мы родители, поэтому перед нами стоит двойная задача: найти те способы выражения чувств, которые лучше всего подходят нам самим; а также помочь своим детям подыскать те способы, которые подходят им.

И, наконец, третье правило – выразить свои чувства можно любым способом, но нельзя причинять вреда – себе, окружающим, предметам и имуществу.

Уважайте своего ребенка, помогите ему жить и управляться со своими эмоциями, ведь он еще не умеет их правильно выражать. И не ругайте за те бури чувств, которые временами охватывают его, а учите понемногу и с БОЛЬШИМ терпением правильно их выражать. Прежде всего, своим примером. Ведь малыш все время подражает маме, стараясь быть похожим на нее. Когда она капризна – он капризен, она раздражена – он раздражен, она эгоистична – он эгоистичен. Короче, в доме появляется ее двойник или копия с оригинала – малыш с таким же нравом и характером. В-общем, если уж и ругать, то начните с себя.

И помните, что ребенок – тайна. Он – загадка. Он – маленькое чудо. Загляните в неведомые уголки, в скрытые от посторонних взглядов укромные места души ребенка. Их нужно залить светом.

Но это сможет сделать только тот из вас, родителей, кто любит своего ребенка и дорожит им, понимая его больше, чем он способен понять самого себя.

This entry was posted in О детях and tagged , , , . Bookmark the permalink.

4 Responses to Такой, как есть.

  1. maulz.ru says:

    мне особо нравиться …
    Нельзя детей наказывать за их суть, за то, что они такие, как есть. Не из-за этого ли наши дети бывают, как мы сами говорим «капризными» или «нервными»? И не об этом ли говорит Бог через апостола Павла: «Отцы, не раздражайте детей». А можно было бы сказать: «родители, не делайте детей нервными».

    [Ответить]

    Олег Соболев Reply:

    @maulz.ru,
    Родителей тоже нужно понимать, ведь иногда они не знаю что делать, и часто допускают ошибки.

    [Ответить]

    maulz.ru Reply:

    @Олег Соболев,
    я согласна)))
    а ещё показалось чт ов конце не достаёт слов…
    “Дайте детям самим решать, что им нужно, а чего не нужно….оставьте их в покое”
    но всё же это смотря к какому ребёнку употреблять…
    ведь если не объяснить 6 летниму ребёнку, что воровать это плохо, то он и будет воровать…

    [Ответить]

    maulz.ru Reply:

    @Олег Соболев,
    родителей всегда надо пытаться понять…. ведь у каждого человека свой взгляд на мир и может быть вы говорите о разных вещах…
    у меня так всегда с папой…. я никогда не могу понять за что он обижается..

    [Ответить]

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>